На территории Башкирии с начала этого года с детьми-водителями мототранспорта произошло 48 ДТП (-40%), в которых один ребенок погиб и 48 (-40%) получили травмы. С участием детей-водителей СИМ сотрудники ГАИ зарегистрировали 13 ДТП (+62,5%), в которых 14 детей (+133,3%) травмировались. 4 несовершеннолетних водителя квадроциклов попали в 4 аварии (+100%), все отделались увечьями. Данные статистики в Госсобрании РБ 3 октября на круглом столе, посвященном теме обеспечения безопасности при использовании квадроциклов, питбайков и СИМ, озвучил врио начальника управления ГАИ МВД по РБ Олег Дмитриев.
РОДИТЕЛИ В ОТВЕТЕ
«Серьезную обеспокоенность вызывает ситуация с аварийностью с участием юных водителей. Напомню о трагическом случае, который произошел 28 августа в селе Серменево Белорецкого района, где 12-летний мальчик на мопеде не справился с управлением, допустил опрокидывание транспортного средства на проезжей части. Ребенка с многочисленными травмами госпитализировали в реанимационное отделение больницы Белорецка. В последующем, на 18-е сутки он скончался. Известно, что отец купил ему мопед осознанно, объясняя тем, что он будет передвигаться по полям», — сообщил Олег Дмитриев.
Он подчеркнул, что госавтоинспекция на постоянной основе проводит профилактические рейды, беседы, но, к сожалению, не до всех взрослых доходит информация, и они продолжают приобретать своим детям средства индивидуальной мобильности.
Пока родители и другие законные представители, в случае дорожного происшествия, отвечают за своих детей по статье 5.35 КоАП РФ, предусматривающей санкции в виде предупреждения или штрафа до 500 рублей.
«Считаю необходимым дополнить данную статью частью 4 с ужесточением санкций, которая предусматривала бы более суровое наказание для родителей, допустивших факт управления несовершеннолетним транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности. Помимо ужесточения ответственности родителей, необходимо ввести ограничения для детей в приобретении транспортных средств. Для этого предлагается в статье 26 Гражданского кодекса РФ предусмотреть обязательное согласие законных представителей на покупку транспортного средства несовершеннолетним, независимо от его личного дохода», – внес предложения представитель ГАИ.
ЗАКОННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
Доступность СИМ и мототранспорта для подростков также является большой проблемой. Техника свободно продается и сдается в аренду — ребята этим пользуются. Только они не знают ПДД и в итоге происходят трагедии.
«Есть потребность законодательного урегулирования продажи такого вида спортивного инвентаря, как питбайк. Например, предусмотреть обязательное предоставление продавцу документов, подтверждающих занятие соответствующим видом спорта на специализированных площадках для тренировок, чтобы исключить факт использования транспорта на дорогах. В таком случае продавец будет понимать, что за продажу без такой справки он может понести наказание или лишиться лицензии. Данная мера поспособствует возникновению у граждан понимания, что владение и пользование питбайком — это большая ответственность, – заявил Олег Дмитриев. — На примере СИМ, которые в прошлом году приобрели статус транспортных средств, предлагаю применить аналогичные правовые нормы к питбайкам и подобному спортивному инвентарю, при этом предусмотреть регистрацию этого транспорта. Эта мера позволит дисциплинировать детей и пресекать использование незарегистрированного транспорта, до того как ребенок окажется на дороге общего пользования среди потока транспортных средств».
Кроме того, представитель ГАИ предложил органам образования рассмотреть возможность ведения списков школьников, имеющих доступ к мототранспорту и СИМ, с последующей передачей информации в органы внутренних дел для дальнейшего проведения точечной профилактической работы, включая инструктажи о правилах эксплуатации двухколёсных транспортных средств.
ИНИЦИАТИВЫ — В ДЕЛО!
Председатель Комитета Госсобрания РБ по общественной безопасности, правопорядку и судебным вопросам Фарит Гумеров отметил, что все предложения госавтоинспекции РБ войдут в законодательные инициативы, в частности, по усилению санкций в отношении родителей, допустивших факты управления детьми СИМ, квадроциклами и питбайками.
«Предложение по упорядочиванию продажи тоже может лечь в основу законодательной инициативы. В срочном порядке оформим и рассмотрим на экспертном совете, и запустим, — сказал Фарит Гумеров. — По данным статистики, с 2020 года количество СИМ выросло в России в пять раз, а число поездок — в 12 раз. Поэтому вопрос совершенствования нормативного регулирования использования СИМ, в целом повышения безопасности движения такого вида транспорта, приобретает особую актуальность. Также остро стоит проблема правовой неопределенности допуска к дорожному движению таких механических транспортных средств, как квадроциклы, мотовездеходы, питбайки, спортбайки, минимотоциклы, которые также не менее популярны. Граждане обращаются к депутатам с жалобами, требуют или запретить использование СИМ, или ввести жесткие ограничения. Мы не сторонники запретительных подходов, а выступаем за принятие необходимых условий для безопасной езды на указанных средствах передвижения. Мы должны найти баланс для всех участников дорожного движения. Анализ мирового опыта показывает, что единое универсальное решение отсутствует. Регулятивная база крупных мегаполисов сводится к конструктивному ограничению скорости СИМ, к запрету выезда на пешеходные дорожки, к требованиям спешиваться и передвигаться в безопасном для всех участников дорожного движения режиме. Но этого не достаточно. Главное, решать проблему системно на разных уровнях и условиях. В частности, в изменении ПДД, закреплении административной ответственности, активизации образовательной и просветительской деятельности, обустройстве дорожной инфраструктуры, программном ограничении скорости СИМов, внедрении средств индивидуальной защиты, повышении уровня личной ответственности, уважении к окружающим людям».
Депутат Госдумы от Башкирии, член комитета по безопасности и противодействию коррупции Динар Гильмутдинов привел примеры того, как в разных странах решают проблемы использования СИМ.
«Например, в Сингапуре самокаты фактически запрещены, исключение составляет перемещение на велодорожках, которых крайне мало. А санкции для нарушителей достаточно серьезные — 2 тысячи сингапурских долларов, или 1,4 тыс. долларов, или до трех месяцев лишения свободы. В Нидерландах введен штраф 360 евро за езду на дорогах общего пользования и установлены жесткие требования к электросамокатам. В Японии требуется наличие водительского удостоверения, а самокаты необходимо регистрировать в полиции и регулярно платить транспортный налог. Штраф за нарушения требований может достичь 450 долларов, в отдельных случаях предусмотрены и тюремные заключения до трех месяцев. В Париже, по результатам референдума, ввели полный запрет на электросамокаты», — сказал Динар Гильмутдинов.