Жестокое убийство ветерана Великой Отечественной войны в Кигинском районе Башкирии, страшная расправа уфимца над женой, двумя маленькими детьми, падчерицей и ее ребенком-грудничком, трупы которых нашли на дне колодца, изнасилование и убийство женщин маньяком из Стерлитамака — эти и многие другие преступления вместе с коллегами раскрыл оперуполномоченный по особо важным делам управления уголовного розыска МВД по Башкирии Артем Мансуров. В беседе с журналистом «Башинформа» сотрудник «убойного» отдела рассказал о расследовании резонансных преступлений, сложностях и профессиональных тонкостях работы в полиции.
— Артем Рифович, расскажите о своем профессиональном выборе. Почему «убойный» отдел?
— Я из династии полицейских. Все из детства. Отец иногда брал с собой на работу, в отдел полиции Абзелиловского района, где я общался с его коллегами, задавал вопросы. Он давно на заслуженном отдыхе, как и мой родной дядя. Они более 20 лет своей жизни отдали милиции. Отец часто рассказывал о службе, в том числе про уголовный розыск. По его словам, это самая интересная служба, именно сам процесс раскрытия преступлений. Когда настало мое время, я принял решение пойти именно в уголовный розыск.
В 2014 году окончил московский филиал гуманитарной академии по специальности «юриспруденция». Проходил начальную службу в отделе полиции № 3 Уфы. Спустя месяц стажировки начальник увидел во мне потенциал. Коллеги-наставники многому научили, взяли под свое «крыло». После раскрытия ряда резонансных преступлений был приглашен в аппарат МВД по РБ, в главное управление уголовного розыска. С 2016 года — в «убойном» отделе.
— Вы работаете один или в команде?
— У нас нет такого, чтобы ты работал один. У нас большая коллективная совместная работа. Иногда с напарником выезжаем, иногда на местах коллеги встречают: и оперативники, и следователи, и эксперты. В целом это большая дружная команда, которая раскрывает и расследует особо тяжкие преступления.
Мы должны быть мобильны «24 на 7», всегда, круглосуточно, как в телефонном, так и в реальном режиме. Даже в выходной, если позвонят, мы собираемся в ближайшие полчаса и выезжаем, куда Родина пошлет. Работает вся система.
– Произошло убийство в одном из районов республики. Вам позвонили, вызвали. Ваши действия?
– Беру самое необходимое, что может пригодиться в командировке, спецсредства для задержания преступника, а также огнестрельное оружие, блокнот, ручку и выезжаю на место.
– Вам приходилось лично задерживать преступника?
– Конечно, часто. Мы и задерживаем их. Один из интересных случаев был прошлой осенью в Учалинском районе. Мужчина убил женщину и скрылся. У нас была информация, что он может быть вооружен огнестрельным оружием и скрываться на территории района. В ходе недельных круглосуточных мероприятий появились сведения, что он может скрываться в заброшенных садах. Ночью мы с коллегами вышли прочесывать территорию. Было холодно, он обязательно должен был развести костер. Так и вышло, в одном из заброшенных домиков увидели дымок. Мы решили его задержать: все произошло внезапно и быстро. Он не ждал нас, не успел даже встать с кровати. В доме мы нашли самодельные пистолеты. Вызвали следственно-оперативную группу, которая все зафиксировала, собрала вещественные доказательства. Если бы он нас ждал, то мог бы дать отпор. Каждое задержание – это всегда большой риск.
– Помните свой первый труп?
– Это произошло в первый месяц работы – труп мужчины, бытовое преступление. Жена убила мужа. После первого трупа я точно помню, что мне недели две было не по себе. Потом, со временем, ко всему этому привыкаешь.
– Можете назвать самые громкие преступления, которые вы раскрыли?
– Убийство произошло в мае 2021 года, а раскрыли мы его в сентябре прошлого года. В Кумертау исчез мужчина. Возбудили уголовное дело. Искали пропавшего по больницам, моргам, опрашивали родственников, друзей. Если человек на связь не выходит, «пропал с радаров», появляется основание предполагать, что в отношении него совершено преступление. Материал передается в Следственный комитет. Вскоре был установлен его товарищ, с которым разыскиваемого видели в последний раз в городе. Его нашли скрывающимся в Москве. Коллеги выехали, доставили его в Кумертау. Мужчина рассказал, что у него и его пропавшего товарища произошел конфликт с молодыми людьми. Обе стороны были пьяны. Завязался спор, который перерос в драку. Двоих друзей вывезли за город и избили. Одного отпустили, а второго избивали дальше. Выживший не знал, что стало с его товарищем. В дальнейшем мы вышли на злоумышленников с криминальным прошлым. С коллегами-росгвардейцами произвели задержание. Они сознались в преступлении, их было четверо, а избивал один. У него была личная неприязнь к мужчине – тот встречался с его бывшей девушкой. Он раскаялся в содеянном, указал место, куда спрятали труп. Тело мужчины закопали в свежей могиле. Преступник со своими знакомыми как раз работали на кладбище. Убийцу приговорили к восьми годам лишения свободы.
В этом деле никогда не забыть, как мы ближе к ночи приехали на кладбище, с фонариками. Начали сами откапывать тело. Те еще впечатления…
Еще одно резонансное преступление произошло в Стерлитамаке. Пропала женщина. В полицию с заявлением о ее пропаже обратились родственники. Она была в разводе, нигде не работала, проживала с дочерью. Нам удалось выйти на мужчину, который последним с ней общался. Изучив его личность, мы узнали, что он когда-то был подозреваемым, его проверяли по делу об убийстве. Он трудился инженером на крупном городском предприятии, на работе характеризовался положительно, был замкнут. Разведен, есть дочь. В общем, в поле зрения полиции он уже попадал. Мы дальше стали «копать»: проверять его звонки, перемещения. Удалось установить, что он выезжал ночью в другой район, что было нетипично. При осмотре его квартиры обратили внимание на то, что в ванной все новое – тюбики, сантехнические сливы воды. При допросе он сознался в содеянном. В итоге мы нашли расчлененное тело пропавшей женщины в Миякинском районе.
Оказалось, что они познакомились в интернете, встретились раз, потом второй. И вот тогда произошло жестокое убийство. Мужчина начал склонять гостью к интимным развлечениям, но получил отказ. Тогда он избил ее. У женщины ранее была травма головы, поэтому ей хватило одного удара – скончалась на месте преступления. Тогда он в ванной ее расчленил, разложил части тела по пакетам и на своей машине увез в Миякинский район. После задержания, в ходе дальнейшего изучения личности выяснилась его причастность к похожим преступлениям прошлых лет. В 2008 году он точно так же убил и расчленил жительницу Стерлитамака. Мужчина сознался и в этом преступлении. Были и другие его злодеяния. Кстати, и бывшую жену он бил, склоняя к большему. Нашли еще одну женщину – жительницу Федоровского района. Они тоже познакомились в интернете, все точно так же. Он избил ее, она не сопротивлялась, выжила, но из-за угроз не стала обращаться в полицию. С виду этот мужчина – «белый и пушистый», а оказался, можно сказать, маньяком. За два убийства и три изнасилования его приговорили к 22 годам лишения свободы, но мы до сих пор по нему работаем.
Из последних громких раскрытых преступлений – убийство дальнобойщика. В мае 2008 года на трассе в Салаватском районе было совершено нападение на водителя фуры — жителя Санкт-Петербурга. По дороге он взял попутчика, между мужчинами завязался разговор. В какой-то момент пассажир достал самодельное огнестрельное оружие и выстрелил водителю в живот. Злоумышленник не нашёл в кабине денег, поэтому похитил два мобильных телефона и скрылся. Благодаря осечке пистолета, активному сопротивлению потерпевшего, а также оказанной ему медпомощи мужчине удалось выжить. Было возбуждено уголовное дело, но подозреваемого установить не удалось, однако на месте преступления была обнаружена кровь злоумышленника, из которой выделен ДНК-профиль. В 2022 году поступила информация о совпадении генетического профиля с 45-летним жителем города Трехгорного Челябинской области, отпечатки пальцев которого также были найдены на месте убийства дальнобойщика в Самарской области в 1998 году при аналогичных обстоятельствах. Мы снова изучили материалы уголовного дела, обыскали дом подозреваемого, проверили его алиби, провели сравнительные экспертные исследования по изъятым биологическим следам и предметам. В итоге была установлена его причастность к нападению. Под тяжестью собранных доказательств мужчина сознался в содеянном.
– У преступника есть четко выраженное «лицо»?
– Возможно, у граждан не совсем верное понимание в отношении преступников. Это не те лица, которых зачастую показывают по телевизору – блатные, в кожаных куртках, со злыми физиономиями. На самом деле, преступника не выделишь из толпы. Он может работать и инженером, и обычным рабочим – может быть кем угодно. Каждый случай, каждое преступление и преступник – индивидуальны.
– Почему люди идут на убийство?
– Под воздействием алкоголя, из корыстных побуждений, из ненависти к человеку, денежных вопросов. Разные причины…
– За годы вашей работы изменились ли преступления? Возможно, каких-то стало больше, каких-то меньше?
– Всего всегда хватает, единственное, хочу заметить, с каждым годом особо тяжких преступлений становится чуть меньше. Ежегодно идет снижение. Знаете, в нашем деле может быть все тихо-тихо, а потом как рванет. Невозможно предугадать… Мы ощущаем это затишье перед бурей, но мы всегда готовы.
– С кем вы себя ассоциируете, может быть, с каким-то киногероем?
– С Глебом Жегловым из легендарного фильма про оперативников «Место встречи изменить нельзя». Советую посмотреть. Шесть правил Глеба Жеглова, которого сыграл Владимир Высоцкий.
– Получается ли дома переключиться, отвлечься от работы?
– Получается, но все равно всегда в телефоне, всегда на связи. Дома стараюсь уделить время супруге, детям. Сыновья, уже видно, проявляют интерес к моей профессии. Младший сын порой спрашивает: «А ты поймал бандита?». «Конечно, поймал», – отвечаю. Жене бывает трудно, ведь все на ней, но она старается, успевает и меня поддерживать. Важно, когда дома надежный тыл.
Если есть время для отдыха, выезжаю в лес с друзьями на природу или на рыбалку. Предпочитаю тишину, единение с природой, умиротворение и гармонию… Охоту не люблю, не мое.
– Какими профессиональными качествами должен обладать оперуполномоченный для раскрытия преступлений?
– Важны ум, смекалка, логика, плюс у любого оперативника есть свои фишки. Мы и психологию изучаем, профайлинг. Есть много методик, которые я не могу разглашать, но помогает все в целом. Перед каждым допросом готовимся, изучаем личность подозреваемого – мы должны знать о нем всю подноготную. Встречаются и матерые преступники, с ними еще интереснее – переиграть, вывести на чистую воду.
Помогают и камеры видеонаблюдения, и ДНК-экспертизы. Но не надо далеко уходить от прошлого, от того, как работали в советские времена коллеги, важен наработанный опыт. Не везде бывают видеокамеры. Например, когда убили ветерана Великой Отечественной войны Ивана Несмеянова в селе Леуза Кигинского района, тут не было ни камер, ни свидетелей. Мы показали, что умеем работать по старым дедовским методам. Два месяца меня не было дома – занимался раскрытием. Сложное дело, но оно было доведено до конца.
– Ваши пожелания тем, кто только в начале пути или только планирует связать свою жизнь с полицией.
– Это очень интересная работа. Но надо быть к готовым к сложностям, готовым защищать граждан от преступников. Кто-то приходит и уходит, говорит: «Не мое», а другие находят себя в профессии полицейского, на долгие годы связывая свою жизнь с правоохранительными органами. Наша работа – это работа по призванию.